top of page

"Я отрабатываю еду": спортивная анорексия, "адреналинный маньяк", спорт во время

Я долго думала о том, как правильно преподнести вам эту тему. И в итоге решила сделать частичный перевод статьи с замечательного сайта youreatopia. Оригинал здесь. Ну а в конце вы можете почитать лично мое мнение по этому поводу. Мои "заметки" - [вот в таких скобках]


Хотя "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств", описывает анорексию и булимию как два различных психических заболевания, их биологические основы идентичны. Почти 2/3 (62%) людей, страдающих анорексией через какое-то время обнаруживают у себя симптомы булимии (в среднем через 8 лет (!) после начала заболевания). Другие ограничительные аспекты, как правило, диагнозируются как подтипы нервной анорексии или нервной булимии. Тем не менее, люди, страдающие от ОРПП, как правило, имеют сразу несколько признаков различных пищевых нарушений (или же эти признаки слегка видоизменяются время от времени).


Спортивная анорексия тесно связана с "Женским спортивным треугольником". (Female Athlete Triade) [Далее - ЖСТ] Вот три его основных признака:

  • неадекватное и/или несвоевременное потребление энергии;

  • аменорея (отсутствие регулярного менструального цикла);

  • потеря плотности костной ткани.

Процент людей с пищевой зависимостью в спортивных сообществах составляет примерно 20-25%.


"Распространенность ОРПП выше у атлетов, чем в контрольной группе [людей, не занимающихся спортом или занимающимся им в небольшом количестве, не профессионально], выше у девушек-спортсменок, чем у мужчин-спортсменов и выше в тех видах спорта, где необходимо поддерживать определенный (как правило низкий) вес".

Что значит "тренироваться нормально"?

Здесь важны 2 аспекта:

  1. Регулярный отдых. Или также отдых в случае травмы/плохого самочувствия.

  2. Регулярное потребление достаточного количество пищи, для того чтобы хорошо чувствовать себя во время занятий.



Зависимость от тренировок

Определить, что такое "заниматься слишком много" или "заниматься слишком долго" очень сложно. Конечно, профессиональные спортсмены занимаются чрезмерно частно, а калорийность их рациона обязательно должна быть выше средней нормы.


Зависимость от тренировок и спортивная анорексия частично совпадают по признакам, но различны в нейрохимическом источнике.

Далее автор описывает пример "адреналинного маньяка". "Во время бега мой стресс вызывается тренировкой (в хорошем смысле), и мой организм наполняется адреналином. Адреналин заставляет мой мозг производить эндоканнабиноиды. Это - натуральное успокоительное средство, которое понижает чувство тревоги и создает ощущение благополучия. Однако, когда количество эндоканнабиноидов естественным путем снижается после бега, я чувствую упадок в своей системе [имеется ввиду самоощущение, восприятие окружающей действительности, иммунитет и т.д.]. Это создает необходимость снова поднять этот уровень - т.е. пойти на пробежку."


"Я соревнуюсь с самим собой. Я каждый раз стараюсь бежать быстрее или пробежать большую дистанцию. В какой момент мое поведение становится зависимостью? Это все зависит от градуса. Это напоминает поведение человека, который вдруг подумал о том, что забыл выключить утюг. Это абсолютно нормально переживание. Однако если вам хочется "проверять, выключен ли утюг" постоянно - это чувство начинает управлять вашей жизнью. Также и со спортом".


Вот 6 признаков, которые помогут определить наличие зависимости (в том числе спортивной):

  • Отличительная черта: эта деятельность стала самой важной в жизни человека. Он

думает об этом больше, чем о чем либо другом. Он нуждается в этом и страдает без этого. Если по какой-то причине выполнить эту деятельности невозможно, он начинает планировать, когда сможет сделать это в следующий раз. Он забывает о других видах активности (например тех, которые раньше доставляли ему удовольствие).

  • Модификация настроения: это субъективное чувство превосходства. Чувство "комфорта" или "спокойствия", чувство, помогающее "нейтрализовать стресс".

  • Толерантность: необходимость каждый раз увеличивать время, уделяемое данной деятельности, чтобы достичь необходимого уровня трансформации настроения. [Я понимаю это так: "Я потренировалась больше - я молодец/я лучше других/я заслужила еду/отдых" и тд.]

  • Другие симптомы: раздражительность, вспыльчивость, нервозность, переживание в случае, если нет возможности выполнить активность.

  • Конфликт: конфликты с друзьями или семьей из-за выполняемой активности. Близкие часто выражают свое беспокойство, переживают, что человек так сильно сконцентрирован на данной деятельности. Или же внутриличностный конфликт, когда человек ощущает вину за то, что вредит себе и другим, постоянно концентрируясь на данной активности.

  • Рецидив: попытки избежать или скорректировать свою увлечение данной деятельностью приводят к возвращению активности. Часто человек начинает выполнять ее даже с большим рвением, чем до попыток "рекавери".

Люди, страдающие от ОРПП тренируются, чтобы сжечь калории. Почти все признаки, перечисленные выше, могут совпадать в случае нервной анорексии, но возможны некоторые различия.

На этом мы закончим с переводом. Теперь немного моих мыслей. Сейчас я на собственном примере могу почувствовать разницу между зависимостью от спорта (с положительной точки зрения) и отработкой. Когда вы отрабатываете еду - вы часто высчитываете калорийность съеденной пищи и тщательно просчитываете, сколько вам нужно пробежать, чтобы покрыть лишние калории. Тренировки в таким случаях не приносят удовольствия, хотя вы часто стараетесь убедить себя в том, что вам это нравится. Сейчас я чем-то похожа на "адреналинного маньяка" из примера выше. Я действительно не могу жить без спорта. В тяжелые учебные дни я чувствую буквально физическую потребность в тренировке: это помогает снизить стресс, переключить внимание, сменить деятельность. При этом мои тренировки никак не зависят от питания: если я переела - это совсем не значит, что завтра я побегу в зал. И уж я точно не буду заниматься, если чувствую себя неважно. Думаю, что разницу вы улавливаете.


Про мое отношение к спорту во время рекавери вы можете узнать тут:

Мне кажется, что период рекавери - это что-то вроде перенастройки вашего мозга. Именно поэтому я считаю, что для того, чтобы перестать отрабатывать еду, нужно поменять свое отношение как к еде, так и к спорту. Для этого я советую на время прекратить любые тренировки, сконцентрироваться на себе и своем внутреннем мире. Продолжение тренировок может только замедлить ваш процесс восстановления (и физического и психологического). Когда вы немного наладите отношения с едой и самовосприятием, можете вернуть тренировки: но не те, что в "моде", а те, которые вам самой по душе. Возможно, чтобы найти именно ваш вид спорта, придется перепробовать много разных вариантов. Но в конце концов вы сможете достичь того идеального баланса, когда ваше тело получает достаточную нагрузку, а мозг - отдых от рутинных дел, и при этом вы навсегда забудете о том, что такое "отработка еды". К слову, эта самая "отработка" не имеет никакого смысла. Где гарантия в том, что те 300 калорий, которые вы сожгли на беговой дорожке - это именно тот злополучный тортик, а не утренняя овсяная каша? Ведь вашему организму все равно, откуда получены калории - для него это просто энергия.


Избранные посты
Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page